О крафтовом пиве

автор: necrotigr

В последнее время в России начался буквально пивной потоп: почти одновременно стало импортироваться множество новых сортов иностранного крафтового пива, да и отечественные крафтовые пивоварни вышли из тени, подтягиваются даже пивгиганты. В связи с этим у неискушенного любителя пива может возникнуть вопрос: а что это за зверь такой, крафтовое пиво? Теперь помимо светлого-темного-нефильтрованного еще и крафтовое будет?

Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сам термин довольно размытый, и может трактоваться сколь угодно широко. Поэтому сделаем небольшой экскурс в историю.

20й век - эра лагераС древнейших времен пиво претерпело значительные изменения, появлялось множество сортов - каждый варил, как умел, используя те ингредиенты, что под рукой. И так с переменным успехом всё продолжалось, пока в середине 19 века в городе Пльзень не сварили кристально чистый сорт пилзнер. Это был первый звоночек. Дальше начался 20й век со своими войнами, от которых сильно пострадало пивное производство многих стран - в том числе и маленькой Бельгии. И собственно после двух мировых войн говорить о сохранившихся старинных пивных рецептах стало дурным тоном, да и вообще стало не до жиру, профессия дегустаторов была не самой востребованной. Зато вышли на сцену феномены современной цивилизации: массовая культура (поп-культура) и общество потребления, подпитанное массовым производством. А массовая культура по своей сути служит удовлетворению массовых вкусов - продукт, который она производит, лишен индивидуальности, зато нравится большинству потребителей, а потому - прибылен. В погоне за прибылью крупные пивоварни жертвовали качеством, и с течением времени многие частные пивоварни не выдерживали конкуренции и разорялись, либо их покупали более крупные. Этот процесс продолжался до тех пор, пока в мире не осталось несколько крупнейших пивоваренных компаний-пивгигантов, совокупно владеющих около 90% пивного рынка. И теперь, в любой точке мира, зайдя в кафе или бар и попросив пива, вы получите продукт местной "дочки" одного из этих гигантов или аналог. Только это уже будет даже не пилзнер, а усредненный сорт без характерного вкуса (и, как правило, без хмелевой горечи) под общим названием "евролагер". И, несмотря на обилие сортов такого пива на прилавках, разница во вкусе между ними незначительна.

Но такое положение устраивало не всех. Начиная с конца 70х - 80х годов в США и Британии началось своеобразное пивное возрождение - начали появляться так называемые микропивоварни, для владельцев которых зачастую пивоварение было просто хобби. В Штатах это было обусловлено облегчением законодательства, в Соединенном Королевстве - деятельностью общества CAMRA (Campaign for real ale, кампания по возрождению каскового эля). Постепенно эстафету подхватили и другие страны, из числа которых ярко выделяется Италия - традиционно винодельческая страна. Начали появляться широко известные в узких кругах имена. Становится больше экспериментов, применяется больше ингредиентов, часто необычных. Пивовары соревнуются, кто сварит крепче, хмельнее, плотнее. По сути, пиво повторяет путь авангарда в музыке и арт-хауса в кинематографе - становится не только стилевым, но и авторским, не массовым, а индивидуальным продуктом - и даже больше! - произведением искусства. К музыке даже ближе, поскольку единичные экспериментальные варки неповторимы, как концерт или джазовый джем-сейшн. И особенно неповторимыми их делает то, что вкус пока невозможно записать, в отличие от звука.

От истории и аналогий вернемся собственно к термину. Итак, что можно назвать крафтовым пивом? Есть определение, что это пиво, которое:
- производится небольшими партиями - объемами меньше, чем поставляют пивгиганты
- независимыми пивоварами - а не крупными компаниями
- сделано с использованием как традиционных, так и экспериментальных ингредиентов, служащих получению яркого индивидуального вкуса

Но этих параметров не хватает, чтобы выделить крафтовое пиво. Ведь тогда под это определение попадает знаменитый Westvleteren, да и другие трапписты тоже, но никто их крафтовыми не называет. Добавляем отсутствие жажды наживы, преданность делу, игнорирование чьего-либо мнения? И опять Westvleteren. Пожалуй, только такой критерий, как широта линейки разных сортов, позволяет избежать включения траппистов и прочих бельгийцев в ряды крафтовиков. Но будет ли это справедливым? Не все же варят сотни экспериментальных варок, как Mikkeller, да и IPA - не исконно бельгийский сорт. Поэтому определяющим фактором будет скорее сообщество фанатов, признающее пиво какой-либо пивоварни крафтовым, как и музыкальную группу - непопсовой. И точно так же сообщество может снять этот почётный статус, сказав, мол, "продались" или "варят одно и то же". Vox populi - vox dei. Dixi.

Продолжение следует...

Крафтовое пиво вершит...