Пивоварение – составная часть отечественной истории и культуры

автор: Юрий Морозов

Культуру пития на Руси пытались привить неоднократно. Известно, что прогрессивные круги дореволюционного общества, от писателей до депутатов царской Государственной Думы, не раз обращались с призывами заместить крепкие алкогольные напитки альтернативой в виде пива.

Продукт, отдаленно напоминавший современное пиво, появился, как и многое другое, при Петре I. Его давали в госпиталях раненым солдатам. Почти до конца XVIII века производство пива оставалось кустарным. Впрочем, это не мешало пивоварам варить больше пенного, к которому постепенно приобщались все более широкие слои населения, включая царственных особ. Достоверно известно, что побаловаться кружечкой пивка любила Екатерина II. Императрица даже покровительствовала пивоварам. В фондах Эрмитажа хранится золотой ковш, пожалованный в 1755 году известному тогда пивовару, купцу Ивану Чиркину за увеличение доходов казны в виде «питейных и иных сборов». Екатерина II ссужала огромные деньги на строительство пивоваренных заводов. В той или иной степени пиво любили все российские государи.

Однако, несмотря на бурный рост популярности напитка, лишь на рубеже XIX века появились производства с технологическими циклами варки, близкими к современным. Самый старинный пивоваренный завод, сохранившийся до наших дней, – «Степан Разин». Датой его открытия принято считать 1799 год. Правда, это название он получил уже после Октябрьской революции. Примерно тогда же пиво стали разделять по сортам. «Были сорта демократичные, их пили в кабаках и трактирах, и были сорта, которые сейчас бы назвали «элитными». Они поставлялись в рестораны, а пили их дворяне», – рассказывает Дмитрий Фатюхин.

Высшим достижением для пивовара считалось, если его бочки с пивом были отмечены двуглавым орлом. Это означало, что пивовар является поставщиком императорского двора. В то время конкуренция была очень большой, по всей России работало около 5 тысяч пивоварен, и крупные заводы старались держать марку, постоянно улучшая качество своего продукта.

«Пиво – не тот напиток, который употребляли, чтобы напиться. Собираясь за кружкой пива, люди общались, веселились, обсуждали новости», – говорит Фатюхин. В то время в кабаках продавалось «белое крепкое» – так тогда называлось традиционное пиво крепостью 4–7%. В придорожных трактирах торговали «пивцом» крепостью в 1% либо вовсе безалкогольным.

Первым шагом к возрождению культуры потребления пива эксперты считают повышение культуры общества в целом. «Решить проблему алкоголизма, только лишь начав продавать дешевое качественное пиво в хороших кафе или барах без поднятия реальной культуры самого общества, нереально. Именно поэтому прежде всего надо уделять внимание повышению культуры. А уж потом сам народ придет к мысли о переменах», – уверен Дмитрий Фатюхин.

Однако сейчас говорить о глобальных переменах еще рано, тем более что сегодня в стране практически нет таких мест, где можно было бы выпить «доступного пива в нормальной человеческой атмосфере, не спеша, при этом без особого удара по кошельку». «Я, кандидат технических наук, не могу себе позволить ходить в пивную хорошего класса, бар или ресторан по экономическим причинам. Потому что 150 рублей или даже больше за пол-литра пива – это дорого, – возмущается Фатюхин. – Необходимо создание нормальных человеческих условий для потребителей пива. Эта цель может быть достигнута путем экономических действий, путем законопроектов, поддержкой государством отечественных производителей, работой общественных организаций».

На просветительскую деятельность Фатюхин возлагает особые надежды. По его словам, повышению культуры потребления пива будет способствовать создание музеев и тематических экспозиций. Человечество научилось варить пиво пять тысяч лет назад. За это время пивоварение обросло такими традициями, что впору действительно повсеместно открывать музеи пива. Сейчас, по мнению эксперта, в молодежной среде мало кто представляет, каким должен быть вкус пива. «Некоторые потребители думают, к примеру, что портер и темное пиво – это одно и то же. Хотя общего у них мало, – рассказывает Дмитрий Фатюхин. – Если взять дореволюционную Россию, тот же портер обязательно продавался в полубутылке, это современные 0,33 литра. Портер был намного дороже и считался элитным сортом».

Поддержка российских пивоваров, считает эксперт, должна стать одной из первоочередных государственных задач. Ведь производство качественного пива всегда было более затратным делом, чем, к примеру, водки. Время дображивания пива составляет от 40 дней у светлого до 120 дней у портера.

Источник: http://www.ng.ru/